Совесть онлайн в 1080p

Совесть
Из фашистского концлагеря в конце войны бегут трое советских военнопленных. Им помогает и бежит вместе с ними один из охранников. Спустя много лет этот бывший немецкий прихвостень приходит к мысли об уничтожении всех беглецов, с кем он когда-то совершил побег из концлагеря. Свой жестокий план он начинает приводить в действие…. В заголовке приведена неполная цитата из известной «военной» песни про лётчика Владимира Семёновича Высоцкого, нашего воистину народного барда, которого сейчас считают «совестью нашей культуры» той эпохи. И в эту фразу вмещается основное содержание нашего многосерийного художественного фильма (наиболее правильное и историческое его определение) с сериями по полтора часа (не то, что нынешние- 50 минут уже круто!). Краткую рецензию на него я решил построить тезисно-конспективно: так короче и, на мой взгляд, лучше.

…«Совесть»- одна из ярких, удачных работ Творческого объединения «Экран», созданного в конце 60-х годов в структуре советского ЦТ для заполнения эфира бурно развивавшегося телевидения художественными, документальными фильмами, а впоследствии и мультиками. Соавтором сценария и режиссёром-постановщиком картины стал Юрий Кавтарадзе (Юлиан Семёнов здесь не присутствует ни с какого бока!). Я смотрел её в детстве, в год выхода на голубые экраны, и уже с первого раза неплохо запомнил (особенно любопытные детали вроде таксистского определения клиента «пиджак» (??) или шутки «трикотаж, четырекотаж…»; понятно, детское восприятие- больше деталей, чем эмоций, мыслей).

… Фильм изначально должен был быть чёрно-белым, поскольку цветная телетрансляция, с грандиозным отставанием от Запада, тогда только-только становилась на ноги, а цветные телевизоры (в основном купленные «за бугром») считались предметами роскоши. Однако, я совершенно не представляю себе «Совесть» в цвете, даже если её когда-нибудь раскрасят, как «Семнадцать мгновений весны» (между прочим, цвета предметов при съёмке «ч/б» всё равно сохранялись реальными: к примеру, в тех же «Мгновениях…», судя по съёмочным фотографиям, нарукавные повязки эсесовцев были, как положено, красными!).

… Может, я и невнимательный телезритель, но многие десятилетия не встречал «Совесть» в телепрограммах, как и в последнее время. Чем-то она господам телевизионщикам «не ндравится» (или всё дело в длине серий- неудобный «формат»?). Во всяком случае, массовый зритель её либо забыл, либо вообще не знает. А жаль…

… Само же слово-понятие «совесть» отчётливо и тщательно подчёркнуто, интонировано звучит в картине множество раз, применительно к разным психологическим ситуациям, и даже на армянском языке. Замечательный художественный приём- получается, что речь идёт не о нечистой совести конкретных экс-узников концлагеря, а и вообще о Совести человеческой (по моему глубокому убеждению как верующего в Бога (Высший разум), но не религиозного человека, совесть- частица Бога в твоей душе (хотя Он и вездесущ!), и если она тебя тревожит, мучает, изводит, значит, ты поступил неправильно, противно Ему, и единственное «лекарство»- поступить так, как она (Он!) тебе велит, хоть это и чрезвычайно трудно, и лишь тогда испытаешь небывалое облегчение и очистишься от греха- многократно испытано на себе, и у вас, наверняка, такой опыт имеется). Другое дело, что где-то после середины фильма приём начинает «зашкаливать» и превращается в навязчивую идею-фикс… Так что чувство меры создателей «Совести» здесь явно подвело…

… Все мы любим и глубоко уважаем ветеранов Великой Отечественной войны ("Спасибо деду за Победу» и т. д.). Но в фильме «Совесть» всеправдиво показано: не все наши ветераны-фронтовики столь глянцево-идеальны! У некоторых из них, оказывается, есть и свои «скелеты в шкафу», даже не скелеты, а вполне живой и процветающий эсесовский предатель-выродок (вспомним, сколько подобных Дросову лжеветеранов было изобличено и передано правосудию нашими «органами»; такое до сих пор происходит!). Так что, думается мне, этот фильм никогда не покажут к очередному Дню Победы- «нетолерантен», не «военно-гламурен»…

… Если же сравнивать (а мне, и не только мне, думается, что это необходимо) «Совесть» с вышедшим гораздо позже многосерийным художественным фильмом «Противостояние» (по Юлиану Семёнову), также посвящённому расследованию грязной «деятельности» бывшего фашистского прихвостня Кротова в наши дни, то следует отметить: при всей схожести темы художественные решения её несколько разнятся. В «Совести» больше, как бы так сказать, «кустистости» в расследовании дела (выявляются другие криминальные «ветви», в которых следствие чуть было не запуталось, если бы вовремя не обратило внимание на «военную» составляющую дела и правильно обратилось за помощью в КГБ), а в «Противостоянии» (сам роман я сперва слушал в радиопостановке, и только потом увидел по ТВ), не смотря на (частично) подобную «кустистость» вскоре обозначается и главный «ствол». Заметим: в «Противостоянии» много места и времени уделяется «становлению» предателя Кротова, а в «Совести» о собственно Дросове говорится как бы мельком, фрагментарно, что не даёт полного представления о его личности и о том, почему он стал таким (почти не показаны его «деяния» в концлагере; мы верим героям фильма, концлагерникам, что называется, на слово, по редким кадрам; вот и получается, что Дросов выглядит больше злодеем современности, чем прошлого). Всё это- очень большое упущение создателей «Совести». Конечно, перед ними, как говорилось выше, стояли несколько другие художественные задачи, нежели у их коллег. И всё-таки, и всё ж…

… Собственно, вот и всё. А остальное, надеюсь, допишут другие рецензенты фильма. О нём ещё много можно написать…

8 из 10
. Вот сколько бы в современной России не было шпионских скандалов, то с британцами, то с американцами, то с грузинами, то из Киева консула выгонят, сколько бы не снимали детективных или «чеченских» кино-лубков, просто брехни, или попыток что-то приукрасить типа геройства «9-й роты», «В августе 44-го…» — а вот таких сериалов не снимают. Целибат… воздержание. А жаль.

Этот старый советский телевизионный сериал имел не меньший успех чем «Щит и меч», или «Семнадцать мгновений весны…» Я помню своих родителей, помню их внимание, с каким напряженным уважением к столь скользкой теме они относились. Очень молчаливо это было! Точно сейчас в России. Наверно все из-за того, что Или тему предательства нужно охаять Или замолчать (???)

Что поделать «советское воспитание» — хотя, это не причина. Но другого объяснения для рецензии всего лишь советского сериала не придумаешь. Если взяться посерьезнее — начнется дискуссия…

Откинув политические и идеологический перекосы, отступления от истины и правды, извращения даже — сериал поражает атмосферой напряжения. Такое я помню видел разве только в «Противостоянии». Все экранное время меня лично, мальчика тогда, раздирало сомнение. А именно: как такое можно было допустить в такой могущественной и дружной стране, каким нам рисовали СССР? Почему предатель и палач, который так красиво смотрится в эсэсовской форме — почему он настоящий, а не… душка Штирлиц или русская белая бестия типа гаупштурмфюрер Вайс?!

Мальчиком я этого так и не понял. Но роль, которую прекрасно и характерно сыграл Всеволод Сафонов запомнил навсегда. Даже сейчас вспоминаю свой мальчишеский трепет и нервное содрогание от некоторых сцен в концлагере. Это содрогание потом повторилось в «Противостоянии», но еще с большим пиететом к предательству, и тоже по Юлиану Семенову. С пиететом и смакованием такого феномена в человеческом характере как предательство… страны.

Вот это последнее слово и есть той занозой, от которой содрогается мальчишеское сердце, сердце будущего мужчины, и даже потом, выростая, сердце все равно будет содрогаться. Но теперь через правду о «предательстве». Ведь сейчас бы я смотрел на предательство главного героя совсем по-другому, больше того, с сочувствием. И совесть моя была бы даже чиста. Я уверен.

А все потому, что знаю много больше и о Предательстве, и о совести.

Если хотите пережить сильное потрясение на старые, давно забытые темы о Войне, предательстве и совести — этот сериал подходит как никакой другой. потому, что война как ничто другое не проверит вас на детекторе лжи. Настоящий вы Предатель или просто посмешище в стиле «мнимый враг» (как в играх генералов на штабных учениях).

9 из 10
.